Транспорт в Израиле
Главная > Лучший отдых > Отдых в Израиле > Транспорт в Израиле
Городской транспорт в Израиле представлен практически исключительно автобусами. Исключений немного – в тель-авивской и хайфской городских агломерациях можно в некоторых случаях передвигаться на пригородных поездах, но их маршруты весьма ограничены. В Хайфе есть весьма своеобразное метро – фактически это помещенный под землю фуникулер, ездящий из портового района через центр города в гору. В этой системе шесть станций, а вагоны состоят из нескольких ступеней-уровней. Большого транспортного значения этот фуникулер не имеет. В Тель-Авиве метро должно появиться в ближайшие годы.
Основной автобусный перевозчик – компания “Эггед”. В тель-авивской агломерации примерно половину перевозок выполняет компания “Дан”. Есть еще ряд мелких перевозчиков. Основные пересадочные узлы в Тель-Авиве – автовокзал (“тахана мерказит”) и жд-вокзал (“тахана ракевет”), в Хайфе – два автовокзала: центральный (“тахана мерказит”) и Ха-Мифрац (“тахана Ха-Мифрац”).
Стандартная стоимость проезда в городских автобусах – 4,7 шекеля, в крупных городах – 5,2 шекеля. Длинные маршруты в хайфской и тель-авивской агломерациях стоят дороже. Скажем, поездка в дальний пригород Тель-Авива обойдется в 12 шекелей. В большинстве городов есть разнообразные проездные билеты – но в основном месячные. В Тель-Авиве и некоторых небольших городах есть дневной проездной, цена которого около 10 шекелей. Вариантов на несколько дней для туристов нет. Все билеты продаются водителями.
Движение транспорта прекращается на закате в пятницу и возобновляется на закате в субботу. Исключение составляет Хайфа, некоторые районы Тель-Авива и несколько других городов – там в субботу есть ограниченное движение по некоторым маршрутам.
Метро
Единственная линия метро в стране действует в Хайфе. Линия “Кармелит” (6 остановок) связывает Нижний и Верхний город. Стоимость проезда примерно $1,2.
Примечательна история хайфского метро. Впервые идея соединения припортового района этого израильского города с его верхней частью зародилась у британцев, завладевших Палестиной в 1917 году. Много позднее, в 1942 году, британцы с трудом сдерживая натиск Роммеля в соседнем Египте, начали готовить Хайфу к обороне от немцев на случай прорыва последних в Эль-Аламейне. Подземный путь из порта в верхние укрепления через весь город был бы оптимальным вариантом для усиления обороняющихся, и строительство было начато. К счастью, немцы были разгромлены, и необходимость в тоннеле отпала.
Второй раз к идее метро вернулись уже израильтяне в начале 1950-х годов. Хайфа быстро разрасталась, а сложный рельеф местности затруднял передвижение из одного конца города, расположенного у моря (Адар) к другому, расположенному высоко на горе (Кармель). Даже в настоящее время путь на автобусе из Адара на Кармель может занять до 40 минут, пока автобус крутится по узким улочкам старой части города и с трудом поднимается в гору. Поэтому возникла нужда создать новый вид транспорта, облегчающий путь между этими центрами городской жизни. Тогдашний мэр Хайфы Аба Хуши проявил инициативу создания этого транспорта. Чтобы не нарушать сложившуюся инфраструктуру, в качестве такого средства транспорта было выбрано метро. Проект был поручен французской компании, и в 1956 году начались работы, благополучно завершившиеся 6 октября 1959 года.
В 1986 году было принято решение временно закрыть метро на капитальный ремонт. Из состояния ремонта метро плавно перешло в разряд нерентабельных проектов и было закрыто вплоть до 1992 года, когда метро было вновь торжественно открыто для пассажиров. В настоящее время единственное метро Израиля, хайфский “Кармелит”, работает в обычном режиме.
Такси
Такси (“шерут”) действуют во всех населенных пунктах страны и используется как внутри города, так на междугородних линиях. Это единственный вид транспорта, работающий по субботам и в праздничные дни. Стоимость проезда фиксированная, обычный тариф дополняется отдельным тарифом за заказ по телефону. За обслуживание в ночное время (с 21.00 до 5.30), а также в субботу и праздники, взимается надбавка в 25%. Все внутригородские такси оборудованы счетчиками, которые должны быть обязательно включенными в момент посадки пассажира. Междугородние тарифы устанавливаются согласно специальному прейскуранту, который должен быть предоставлен пассажиру по первому требованию.